Ответы на волнующие вас вопросы

3 июля 2025 г., четверг

ВОПРОС: В магазине указаны разные цены за один и тот же товар в зависимости от способа оплаты (за наличный расчет или по карте). Законно ли это?

ОТВЕТ: Действия продавца незаконны.  В соответствии с п. 4 ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 199г.2 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

ВОПРОС: Недавно услышал по радио применительно к потребительским правоотношениям термин «агрегатор информации о продукции». Что это такое?

ОТВЕТ: Согласно преамбуле Единых правил в области защиты прав потребителей, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 06.12.2024 № 6,  агрегатор информации о продукции – это организация, индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет и которые предоставляют потребителю в отношении определенной продукции возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного выполнения работ, оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного выполнения работ, оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанной продукции путем наличных расчетов либо перевода денежных средств агрегатору.

ВОПРОС: Слышал в магазине разговор продавцов, что в настоящее время появились какие-то более конкретные критерии существенности недостатка в товаре? Правда ли это, и что такое «существенный недостаток»?

ОТВЕТ: Да, это действительно так. Согласно преамбуле Единых правил в области защиты прав потребителей, утв. Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 06.12.2024 № 6, пп. «а», «г», «д» п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" существенный недостаток продукции - это:

неустранимый недостаток (недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию);

либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости продукции, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих предельные сроки, установленные настоящими Едиными правилами для безвозмездного устранения недостатков по требованию потребителя),

  или выявляется неоднократно (различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию);

или проявляется вновь после его устранения (недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению);

либо другие подобные недостатки.

ВОПРОС: Имеют ли право органы местного самоуправления обращаться в суд в защиту потребителей?

ОТВЕТ: Да. В соответствии со ст.44 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе, в частности, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International